Министр иностранных дел России Сергей Лавров 21 мая отправляется с двухдневным официальным визитом в Азербайджан. В Баку у него запланированы встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Артуром Раси-заде и главой азербайджанского внешнеполитического ведомства Эльмаром Мамедъяровым. В Москве рассматривают эту поездку "как важный элемент насыщенного и динамичного российско-азербайджанского политического диалога", поскольку на долгосрочную перспективу Азербайджан является для России стратегическим партнером в Закавказье. В азербайджанской столице намечено обсуждение путей совершенствования двустороннего сотрудничества во многих сферах, в частности в рамках СНГ, взаимодействие в ООН, ОБСЕ, СЕ, нагорно-карабахского урегулирования. Кроме того, как ожидается, темой переговоров станут и вопросы выработки правового статуса Каспийского моря, обеспечения безопасности в регионе, перспективы проведения второго Каспийского саммита, - пишет "Росбалт". Пожалуй, вопрос о Каспии станет одним из основных в программе визита. Эта проблема находится в орбите интересов как минимум восьми государств. Кроме Азербайджана и России она актуальна и для Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Проблему для российских интересов представляет выбор ширины прибрежных зон различных видов. В решении этого вопроса возникает ряд существенных противоречий. Исходя из того, что Каспий - это море, Россия на стадии разработки соглашения "О сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря" (1993 г.), соглашения "О разработке природных ресурсов Каспийского моря" (1994 г.) отстаивала позицию о 10-мильной рыболовной зоне и территориальных водах. В январе - феврале 1995 года на переговорах делегаций Прикаспийских государств в Ашхабаде Россия приняла за основу уже 20-мильную зону. Но согласно подходу Азербайджана Каспий следует считать озером и разделить на сектора пропорционально береговой линии, из которой РФ принадлежит не более 700 км. С точки зрения Туркменистана на Каспии должен уважаться принцип разграничения морского дна по срединной линии до тех пор, пока не будет выработан иной статус. До апреля 1998 года Россия настаивала на том, чтобы Прикаспийским государствам принадлежали лишь прибрежные зоны, а оставшееся морское пространство и шельф находились в совместном ведении. При этом, несмотря на нерешенность вопроса со статусом Каспия, Азербайджан явочным порядком осваивает свой сектор, заключив с 1993 года 10 контрактов на разработку морских месторождений. Туркмения и Казахстан заключили соглашения на разведку своих участков шельфа. В каспийском вопросе есть и "второе дно" - это возможное строительство Транскаспийского трубопровода. Транскаспийский трубопровод должен быть проложен по дну Каспийского моря по маршруту Тенгиз (Казахстан) - Туркменбаши (Туркменистан) - Баку (Азербайджан). Забирая по пути азербайджанский газ, трубопровод выводится в Турцию для соединения с практически построенным газопроводом Баку - Тбилиси - Эрзурум. В итоге по Транскаспийскому трубопроводу энергоносители можно будет перекачивать в Европу через Азербайджан и Грузию, минуя территорию России, на чем настаивают Евросоюз и США. Москву такое решение вопроса, разумеется, не может устраивать. И перипетии вокруг Каспия можно рассматривать в том числе и как борьбу за контроль над центрально-азиатскими углеводородами. Переговоры Лаврова в Баку становятся одним из важных этапов этой борьбы. По официальному сообщению МИД, от главы Азербайджана Сергей Лавров ожидает услышать оценку нынешнего состояния и перспектив развития отношений между двумя странами. Хозяйственный же аспект сотрудничества будет обсуждаться с азербайджанским премьер-министром. Будут рассматриваться перспективы расширения взаимодействия не только в традиционном для двух стран топливно-энергетическом комплексе, но и в не связанных с нефтью отраслях, а также в области наукоемких технологий, инновационной деятельности. Тем более, что, по данным статистического комитета СНГ, по итогам прошлого года в Азербайджане наблюдался наибольший рост ВВП. Естественно, что таким высоким темпам экономического роста способствовали высокие мировые цены на сырье - нефть и газ, но благодаря дальнейшему наращиванию объемов нефтедобычи, прогнозируют аналитики, по итогам текущего года ВВП Азербайджана увеличится почти на треть. Таким образом, высокие темпы экономического роста повышают взаимную привлекательность России и Азербайджана в плане активизации их экономического сотрудничества, что, в свою очередь, позитивно влияет на политическое взаимодействие. Как заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, в ходе переговоров Лаврова с его азербайджанским коллегой Мамедъяровым "будет рассмотрен ход реализации достигнутых на высшем уровне двусторонних договоренностей о выводе межгосударственных отношений на качественно новый уровень путем совершенствования взаимодействия в политической, военной, экономической и гуманитарной сферах". Ожидается, что с Мамедъяровым Лавров проведет основные переговоры. Кроме "традиционного набора" обмена мнениями по актуальным вопросам развития региональной и международной обстановки, укрепления центральной роли ООН, сотрудничества в рамках СНГ и повышения взаимодействия в международных организациях, на переговорах планируется обсудить проблемы, связанные с Нагорным Карабахом.
|