Цены на топливо – один из наиболее социально значимых показателей – власти постараются не упустить из-под контроля. К осени цены на топливо традиционно растут, однако в последние годы этот рост удавалось сгладить посредством соглашений с производителями. На этот раз Минэнерго заявило, что ни резкого скачка цен на бензин, ни его дефицита не будет, - пишет "Независимая газета". «С начала 2012 года наблюдаются последовательное увеличение производства и отгрузки на внутренний рынок РФ нефтепродуктов, что позволило полностью удовлетворить спрос и создать запасы нефтепродуктов, – сообщило Минэнерго в минувшую пятницу. – Высокие запасы топлива полностью обеспечивают спрос и являются серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе». Министерство заявляет, что практически во всех регионах России запасы топлива составляют от 10 суток. Впрочем, несмотря на заявления властей, отдельные производители уже заявили о росте цен. В частности, крупнейшая в России частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ с 21 августа подняла цены на топливо в Москве. По данным компании, стоимость Аи-92 повышена на 25 коп. – до 27,97 руб. за литр, Аи-95 – на 50 коп. – до 30,47 руб./л, дизтоплива – на 35 коп. – до 30,47 руб. за литр. До этого цены на московских заправках компании не менялись с конца апреля. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средняя стоимость Аи-92 по Москве на 20 августа составляла 27,53 руб., Аи-95 – 29,69 руб., дизтоплива – 29,68 руб. за литр. Между тем данные, которые озвучил на минувшей неделе Росстат, немного запаздывают по времени. По данным ведомства, потребительские цены на автомобильный бензин в России с 14 по 20 августа выросли на 0,2%. До этого стоимость автомобильного топлива оставалась стабильной семь недель подряд после снижения на 0,1% с 19 по 25 июня. С начала года нефтепродукт подорожал на 1,7%. Средняя цена дизельного топлива с 14 по 20 августа выросла на 0,3%. А с начала года рост цен на дизтопливо составил 0,6%. В 40 центрах субъектов РФ зарегистрировано увеличение средних цен на бензин, в том числе в Костроме, Владивостоке и Ставрополе – на 1,0–1,3%, отмечает Росстат. Также в 40 центрах субъектов цены остались на уровне предыдущей недели. При этом удешевление бензина было зафиксировано во Владикавказе – на 0,4%, Чите – на 0,2%, Барнауле – на 0,1%. В Москве потребительские цены на автомобильный бензин в среднем за неделю выросли на 0,1%, в Санкт-Петербурге не изменились. При этом производство автобензина в России с 13 по 19 августа снизилось на 0,8% по сравнению с предшествующей неделей, составив 785,3 тыс. тонн. Тогда как выпуск дизельного топлива вырос на 2,2% – до 1,373 млн. тонн. По мнению руководителя отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрия Александрова, цены на бензин в стране расти будут, но не сильно. «Наверняка будут разговоры про дефицит топлива в Московском регионе, – отметил он в беседе с «НГ». – Но я думаю, что о дефиците говорить не стоит. В принципе цены поднимутся, и рост составит 6–8% к нынешнему уровню. Но по марке Аи-95 порог в 30 рублей за литр не будет устойчивым. Тем более что сегодня даже по Москве цены движутся неравномерно – где-то они перешли порог в 30 рублей за литр, а где-то нет. По дизельному топливу могут быть подвижки, но не в Москве». В ходе обсуждения ситуации на онлайн-конференции компании «Финам» эксперты также пришли к мнению, что бензин будет дорожать стабильно, но не резко. «Власти до президентских выборов прямолинейно сдерживали цены, немного отпустив их после выборов, но государство все равно не ушло с рынка, – считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. – Постоянно проводятся совещания, и власти дают понять, что сильных колебаний не должно быть. Так постепенно цены растут, и вроде потребитель особо не реагирует. Спрос растет очень сильно, несмотря на замедление экономики». В свою очередь, начальник отдела анализа нефтегазового сектора Номос-Банка Денис Борисов добавляет, что рост розничных цен на АЗС сдерживали не только неформальные договоренности между нефтяниками и органами государственной власти, но и «введение заградительной пошлины на бензин, перенос сроков введения в действие техрегламента, а также повышение волатильности сырьевого рынка». Как отмечает Александров, «вряд ли нефтяные компании будут испытывать терпение Федеральной антимонопольной службы». К тому же июль и август они заканчивают на хорошей прибыльности, да и экспортная пошлина для них снизилась, - пишет www.ng.ru.
|