$IMAGE1-left$Минэнерго РФ обсуждает с Федеральной антимонопольной службой способы компенсации дефицита бензина на внутреннем рынке, который возникнет в случае перехода с 2013 года на топливо экологического класса Евро-3. Об этом газете «Известия» сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Объем дефицита бензина оценивается в 800 тыс. т, и недостающие объемы антимонопольное ведомство предлагает импортировать из Европы. При этом предложенная схема будет использована для давления на компании, чтобы заставить их поторопиться с модернизацией НПЗ. «Мы разрабатываем интересную схему: речь идет о том, чтобы направлять на экспорт нефтепродукты, например дизель или мазут, а взамен получать бензин, – рассказал Голомолзин. – Предполагается реализовать это в порядке обмена (свопа), поскольку при чистых экспортно-импортных операциях всегда будут иметь место дополнительные платежи. Своп позволит снизить цену импортируемого бензина за счет экспортной пошлины. Если экспортируется дизельное топливо и этот объем просто замещается импортируемым бензином, то получается, как будто топливо продается внутри страны». Однако эта схема – один из трех вариантов решения проблемы. Рассматриваются также перенос срока перехода на Евро-3 еще на год и получение дополнительных объемов бензина из Беларуси. Напомним, сроки перехода компаний на выпуск топлива стандарта Евро-3 и Евро-4 в 2011 г. утверждались на основе соглашений нефтекомпаний с правительством о сроках модернизации НПЗ. И ранее Техрегламент переносился неоднократно из-за неготовности перерабатывающих мощностей НПЗ производить топливо соответствующего качества. Весной 2011 г. запрет на продажу топлива Евро-2 (с 1 января) в том числе привел к дефициту топлива в России, когда компании увеличили экспортные поставки запрещенного к реализации на внутреннем рынке бензина данного качества. А чтобы обеспечить собственные сети, например, «Роснефть» закупала бензин Евро-4 у «Газпром нефти» и «ЛУКОЙЛа», которым пришлось сократить продажу нефтепродуктов независимым операторам АЗС. А это, в свою очередь, привело к перебоям в поставках бензина в отдаленные регионы России. Летом 2011 г. нефтекомпании обязались модернизировать свои НПЗ и перевести их на выпуск топлива высоких экологических стандартов. Однако в сентябре 2012 г. независимые операторы АЗС Москвы и Санкт-Петербурга, а также регионов Дальнего Востока снова стали испытывать нехватку топлива, что грозило закрытием их сетей. По их сообщениям, переработчики в их регионах снова ограничили или вовсе прекратили отпускать им нефтепродукты. На этот раз ситуация пояснялась одновременной остановкой крупных НПЗ на капитальный ремонт, в том числе и чтобы успеть модернизировать мощности к переходу на Евро-3 (с 1 января 2013 г.). А также обнаружилось, что компании отстают от ранее согласованного графика модернизации НПЗ. В связи с опасениями возможного дефицита топлива на рынке и, соответственно, роста цен, профильные ведомства разрабатывают варианты решения проблемы. По мнению аналитиков, предложенная ФАС схема перекрестного субсидирования цен на топливо вполне жизнеспособна. Экспортная пошлина на дизтопливо (с 1 октября – $276,4/т) даже превышает транспортные издержки при поставках бензина из Европы на российский рынок. «Другими словами, оптовые партии импортного бензина будут конкурентоспособны на российском рынке», – считает директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Однако такая схема может носить исключительно временный характер, так как ударит по всем российским нефтяным компаниям, сделав поставки на внутренний рынок менее рентабельными.
|